Процедура досудебного взыскания долга

Документ обновлен: 10/18/2021

Досудебный порядок взыскания долга - это способ решения вопроса в досудебном мирном порядке, который позволит без финансовых затрат и временных потерь, а также без моральных и нравственных страданий для должника погасить долг, а для кредитора получить свои деньги обратно. В ходе досудебного урегулирования стороны могут выработать взаимоприемлемые методы и способы для разрешения спорной ситуации и при этом не испортить партнерские отношения.

Сторонами спора могут быть физические лица, любые юридические лица, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Досудебный порядок взыскания долга - это способ решения вопроса в досудебном мирном порядке, который позволит без финансовых затрат и временных потерь, а также без моральных и нравственных страданий для должника погасить долг, а для кредитора получить свои деньги обратно. В ходе досудебного урегулирования стороны могут выработать взаимоприемлемые методы и способы для разрешения спорной ситуации и при этом не испортить партнерские отношения.

Существует определенная категория дел в гражданском судопроизводстве, для которых установлен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения спора. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом или договором. При несоблюдении претензионного (досудебного) порядка исковое заявление подлежит возвращению судом, а в случае принятия к производству - оставлению без рассмотрения. Соблюдение досудебного порядка разрешения спора подтверждается путем приложения к исковому заявлению претензий, писем и т.д. с подтверждением получения их противоположной стороной. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение Арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Досудебный порядок разрешения спора включает в себя следующие процедуры: ведение переговоров, письмо-напоминание, переписка, заключение мирового соглашения, медиация, досудебная претензия. На любом их этих этапов стороны могут урегулировать спор. При проведении переговоров стороны могут достичь желаемых результатов. Иногда достаточно написание одного письма-напоминания, чтобы должник произвёл погашение. Возможно, что должник просто забыл оплатить долг. Иногда стороны вступают в длительную переписку. В целях достижения консенсуса сторонами может быть написано не одно письмо, а несколько, вплоть до требования предоставления какого-то обеспечения.

После переговоров или переписок, обсудив способы и порядок урегулирования спора, стороны могут подписать мировое соглашение. Если все-таки не удается сторонам уладить конфликт или попросту другие методы примирения не действенны, впору применить альтернативную форму урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в конфликте стороны - медиатора. Профессиональный медиатор помогает участникам спора или судебного разбирательства выработать определенное соглашение, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Если вышеуказанные методы досудебного урегулирования конфликта не дали своих положительных результатов, кредитор вправе составить претензию и направить ее к должнику. Претензия является доказательством того, что кредитор, соблюдая требования законодательства, пытался в досудебном порядке разрешить спор мирным путем, а должник не воспользовался своим шансом на мирный исход дела.

Законодательство может и не содержать требований об обязательном соблюдении досудебной процедуры разрешения дела, но в договоре может быть такое условие, что стороны обязуются решить вопрос в досудебном мирном порядке. Тогда нужно внимательно ознакомиться с договором, особенно в разделе "Порядок разрешения споров".

Определенных или установленных законодательством требований к форме и содержанию претензии нет. Но исходя из общих правил делопроизводства претензия должна содержать наименование или фамилию, имя, отчество, адрес должника -получателя претензии, наименование или фамилию, имя, отчество, адрес, контактные данные, номера телефонов кредитора-отправителя претензии, суть претензии со ссылкой на договор и на нормы законодательства, нарушение должником условий договора, неисполнении или несвоевременное исполнение обязательств, нарушенные сроки исполнения, сумму основного долга и неустойки, а также предложение или требование оплатить долг в определенный день или к какому то определенному сроку. В претензии кредитор указывает, что были испробованы различные формы для разрешения спора, начиная от переговоров. Также необходимо указать на наличие доказательства вины должника, это могут быть расписки, акты, переписка, платежные документы, гарантийное письмо и т.д., приложить копии указанных документов в качестве доказательств. Обязательно нужно указать, что в случае игнорирования претензии могут наступить нежелательные последствия для должника в виде судебного разбирательства и расписать все последующие шаги кредитора и возможные финансовые потери для должника. В претензии можно предъявить требования об оплате пеней и штрафов, предусмотренных законодательством и договором, а также приложить соответствующий расчет. Претензия должна быть направлена почтовой связью заказным письмом с уведомлением на адрес должника или вручена нарочно, при этом первый экземпляр претензии сдается должнику под роспись/ отметку о вручении, с указанием даты и расшифровкой подписи принявшего. ­ ­

Процедура содержит пошаговую инструкцию о досудебном урегулировании спора, вытекающего из просроченной заолженности должника перед кркдитором посредством ведения переговоров, направления письма-напоминания, ведения переписки, заключения мирового соглашения, посредством медиации, путем направления досудебной претензии.

  • Гражданский процессуальный кодекс РФ;

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

  • Кодекс административного судопроизводства РФ;

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".