В Гражданском законодательстве нет отдельных норм для регулирования договоренностей о техническом обслуживании, поэтому данные акты регулируются общими положениями, применимыми для договоров возмездного оказания услуг.
Под техническим обслуживанием понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности имущества (оборудования, техники), который позволяет обеспечить необходимый уровень надежности его работы (оборудования, техники), существенно снизить затраты на его ремонт и уменьшить время простоя следующими мерами:
Следует отметить, что в результате технического обслуживания не создается новый объект, исполнитель продает комплекс услуг, направленные на надлежащее функционирование той или иной техники, сооружения, оборудования и т.д.
Прежде чем заключить договор на техническое обслуживание, следует уяснить, что понятия «техническое обслуживание» и «ремонт» различны, так как ремонт осуществляется в тех случаях, когда какой-либо предмет вышел из строя, а техническое обслуживание осуществляется с целью исключения поломок.
Предметом договора техобслуживания является оказание исполнителем услуг по техническому обслуживанию, сопровождению определенного оборудования, техники. Предмет договора является существенным условием, поэтому необходимо точно определить перечень работ, действий исполнителя по договору. При этом действия исполнителя по договору производятся многократно, поэтому договор технического обслуживания может иметь длящийся характер.
В законодательстве не определена конкретная форма договора технического обслуживания, т.е. предполагается, что он может заключаться как в устной, так и в письменной форме. При этом, несоблюдение простой письменной формы договора, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Срок договора может быть указан как датой начала действия договора и датой окончания, так и событием (в этом случае можно говорить о договоре на разовое техническое обслуживание).
Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативных актах и автоматически вступают в действие с момента заключения договора:
Сторонами договора технического обслуживания являются исполнитель и заказчик.
В основном, в качестве исполнителя выступают специализированные организации, занимающиеся продажей либо установкой определенного оборудования, техники.
Гражданин вправе официально заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП в налоговых органах. Это так называемая категория самозанятых граждан. К числу самозанятых граждан относятся лица, отвечающие следующим критериям:
Оказание услуг или выполнение работ без образования ИП не освобождает гражданина от налогообложения. На него возлагается обязанность уплаты налога в размере 13% от общего объема прибыли, что экономически не выгодно, так как индивидуальный предприниматель уплачивает – 6% (при выборе соответствующей системы налогообложения).
Также, следует отметить о том, что с 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20%.
Заказчиками могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Некоторые виды технического обслуживания требуют обязательного лицензирования, например, техническое обслуживание медицинской техники. Так, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» включил в этот круг среди прочего деятельность по: