Создание, организационная структура и особенности благотворительного фонда

Документ обновлен: 4/18/2024

Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. 

Благотворительный фонд вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых он создавался, либо указанных в законе "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" ­ ­

Благотворительный фонд может быть создан одним или несколькими учредителями, как физическими, так и юридическими лицами. Количество учредителей не ограничено.

В целом каких-либо особых требований и ограничений в отношении учредителей не установлено, за исключением одного. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения не могут учреждать благотворительные фонды. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе лишь привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской ) деятельности. ­ ­

Состав учредителей фонда может пополнять за счет новых лиц по единогласному решению учредителей.

Одновременно предусмотрено и право учредителя фонда на выход из состава учредителей. Но если в составе учредителей фонда последний либо единственный учредитель, то до направления сведений о своем выходе в регистрирующий орган (Минюст России) он обязан передать свои права учредителя другому лицу. ­ ­

Имущественные отношения между учредителями и фондом строятся на принципе взаимной самостоятельности. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Имущество фонда формируется за счет различных источников: взносы учредителей; благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (гранты) в денежной или натуральной форме; доходы от внереализационных операций; поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору пожертвований, проведение лотерей и аукционов с реализацией имущества и иное); доходы от предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных фондом; труд добровольцев (волонтеров) и иные не запрещенные законом источники.

Благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой фонда не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительных пожертвований должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения фондом этого пожертвования. ­ ­

Учредительным документом фонда является устав.

Фонд осуществляет деятельность через свои органы, образованные в соответствии с законом и уставом. ­ ­

В фондах в обязательном порядке создаются высший коллегиальный орган (например, совет фонда), единоличный исполнительный орган (например, директор, генеральный директор, председатель и т.д.) и попечительский совет.

В фонде также может быть назначен коллегиальный исполнительный орган (правление) или иной другой коллегиальный орган в зависимости от степени сложности организационной структуры и целесообразности ее создания.

Высший орган благотворительного фонда может формироваться из числа учредителей (учредителя) и/или третьих лиц в зависимости от того, как это предусмотрено уставом фонда. Однако следует иметь в виду, что в составе высшего органа фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов, а также то, что члены высшего органа и должностные лица благотворительного фонда не могут занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организации, учредителем (участником) которых является этот фонд.

Поскольку закон не исключает возможности вхождения учредителя (учредителей) в состав органов фонда, а также возможности учредителя быть назначенным единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа, то для фондов, не занимающихся крупномасштабной деятельностью, можно рекомендовать простую структуру управления, состоящую их двух уровней, в один из которых может войти учредитель: совет фонда и единоличный исполнительный орган. ­ ­

Единоличный исполнительный орган фонда (либо единоличный и коллегиальный исполнительные органы) занимается вопросами, не относящимися к исключительной компетенции высшего органа фонда, в том числе осуществляет текущее руководство деятельностью фонда.

Попечительский совет является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда устанавливается уставом.

Реорганизация благотворительного фонда не допускается.

Ликвидация благотворительного фонда по решению учредителей или высшего коллегиального органа фонда не допускается. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. ­ ­

При этом деятельность, не связанная с целями создания благотворительного фонда, может являться основанием для его принудительной ликвидации.

При ликвидации благотворительного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, установленном уставом или, если такого порядка в уставе нет, - по решению ликвидационной комиссии.  ­ ­

Контроль за соответствием деятельности благотворительного фонда целям его создания осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).

Благотворительный фонд ежегодно предоставляет в Минюст России отчет о своей деятельности,

Минюст России обеспечивает открытый доступ,  включая доступ средств массовой информации, к полученным им ежегодным отчетам благотворительного фонда. Одновременно обнародование своей отчетности должен обеспечить сам фонд.

При этом сведения о размерах и структуре доходов фонда, а также сведения о размерах ее имущества, ее расходах, численности работников, об оплате их труда и о привлечении добровольцев (волонтеров), не относятся к коммерческой тайне. ­ ­

Правовое регулирование деятельности благотворительных фондов осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в том числе ст.123.17, ст.123.19, ст.123.20), Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в том числе ст.7, ст.14, ст.15), Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ  "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (в том числе ст.2, ст.8, ст.10, ст.19, ст.20) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.