Устав Автономной Некоммерческой Организации

Документ обновлен: 4/20/2024

Когда юридическое лицо создано без цели извлечения прибыли, а полученную прибыль не распределяет между участниками, такое юридическое лицо признаётся некоммерческой организацией. Некоммерческие организации могут создаваться в установленных Гражданским кодексом организационно-правовых формах, в том числе в форме автономных некоммерческих организаций.

Автономная некоммерческая организация (далее – АНО) не имеет членства и создается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, при этом имущество, переданное ей ее учредителями, является собственностью АНО, а учредители не сохраняют прав на это имущество. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Основным квалифицирующим признаком, отличающим АНО от иных форм некоммерческих организаций, является цель ее деятельности – оказание и предоставление услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. АНО действует как исполнитель услуг в различных социальных сферах, поэтому данная форма часто используется при организации досуговых и культурных центров, частных оздоровительно-реабилитационных стационаров и пансионов, секций и клубов физического развития и творческого обучения, центров бесплатной правовой помощи, судебных экспертиз, художественных студий и так далее. ­ ­

АНО может создаваться одним или несколькими лицами (учредителями). Количество учредителей не ограничено.

При создании АНО учредители при необходимости могут заключить учредительный договор, который не относится к учредительным документам и регулирует отношения при создании организации, определяет права и обязанности учредителей, в том числе условия передачи ими своего имущества или участия в деятельности АНО. ­ ­

Учредительным документом АНО является утверждаемый её учредителями Устав, требования которого обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями.

  • сведения о наименовании АНО, включающем слова «Автономная некоммерческая организация»;

  • сведенияо месте нахождения АНО;

  • сведения о целях (основные задачи, которые стоят перед организацией), предмете (способы достижения данных целей) и видах (конкретные действия для достижения целей) деятельности АНО;

  • сведения о составе, порядке образования и компетенции органов АНО (перечень органов управления, их полномочия и компетенция, порядок принятия ими решений);

  • сведения об источнике формирования имущества некоммерческой организации;

  • сведения об отделениях (филиалах и представительствах), если таковые имеются;

  • иные, предусмотренные Законом сведения, включая данные о порядке изменения Устава, порядке принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции высшего органа управления и т.д. ­ ­

В Уставе могут быть отражены любые иные вопросы, если учредители считают, что они должны быть в нём зафиксированы.

В Уставе также важно определить организационную структуру АНО. Управление АНО и надзор за ее деятельностью осуществляют ее учредители. При этом законодательство предоставляет практически неограниченную возможность учредителям самостоятельно разрабатывать и выстраивать структуру управления организации. Учредители вправе решать, как через различные органы сбалансировать организационные, распорядительные, исполнительные, контрольно-надзорные и иные функции.

В АНО в обязательном порядке должен быть единоличный исполнительный орган, то есть руководитель текущей деятельностью - директор, генеральный директор, исполнительный директор, управляющий, президент, председатель и пр.

И второе требование - в уставе должен быть определен главный (высший) орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения организацией целей, в интересах которой она была создана, то есть, выражаясь простым языком, - генеральная линия руководства, контроля и надзора. Учитывая правило, согласно которому управлением АНО занимаются учредители, логично, что этим главным (высшим) органом являются сами учредители, которые принимают те или иные решения и которым предоставлена исключительная компетенция на решение важнейших вопросов жизнедеятельности организации. Решения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции, принимаются большинством голосов учредителей, а решения по вопросам исключительной компетенции – единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом. Как правило, это 2/3 или 3/4 голосов в зависимости от численности учредителей, которую рекомендуется учитывать арифметическим способом исходя из того, что каждый учредитель обладает одним голосом. Например, если в АНО три учредителя, то необходимость голосовать ¾ голосов может просто заблокировать работу общего собрания. ­ ­

Других четких требований по организации управления АНО в законодательстве практически нет, из чего можно сделать вывод о том, что учредители (учредитель) вправе осуществлять максимальный набор полномочий или распределить в структуре организации любые вопросы, не отнесенные к их исключительной компетенции.

В связи с этим можно рекомендовать для АНО, не занимающейся крупной масштабной деятельностью, простую структуру управления, состоящую из двух органов: собрание учредителей и единоличный исполнительный орган. Если же для управления или в соответствии с требованиями закона (в сфере образования, например) необходимо большее количество участников или инстанцией с различными профессиональными компетенциями, то в АНО может быть сформирован и коллегиальный исполнительный орган (например, дирекция, правление, исполнительная коллегия и т.д.), и консультативный или совещательный орган (например, научный совет, экспертный совет и т.д.), и представительский орган (например, попечительский совет), и органы контроля (ревизионная комиссии, ревизор, наблюдательный совет и т.д.), и иные органы.

Все эти особенности в случае их необходимости для конкретной АНО должны быть внесены в Устав.

  • статьями 50, 123.24, 123.24 и иными нормами Гражданского кодекса РФ;

  • статьями 10, 14, 15 и иными нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

  • иными нормативными правовыми актами.