Потребительское кредитование является наиболее популярной услугой банков второго уровня среди населения. В то же время банковское право и методы предоставления их услуг не всегда прозрачны и нередко являются непонятными для большинства людей. Поэтому, часто возникают ситуации, когда возникают спорные ситуации.
Заемщик, вне зависимости от того является ли он физическим лицо, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, вправе досрочно погасить кредит, оплатив вознаграждение только за фактическое время пользования кредитом. В таком ситуации, банк в соответствии с п.6 ст.809 ГК РФ, в случае возврата займа досрочно, предоставленного под проценты в соответствии с п.2 ст.810 Кодекса, займодавец (банк) имеет право на получение с заемщика процентов по договору займа, начисленных включительно до дня возврата суммы займа полностью или частично. Следовательно, сумма процентов за время, когда Заемщик уже не пользовался кредитными средствами, должна быть ему возвращена.
Если банк все же насчитал и удержал лишнюю сумму вознаграждения за пользование кредитом, тогда необходимо написать претензию в Банк на возврат процентов в связи с досрочным погашением кредита, приложив копию платежного документа, копию уведомления, расчет произведенный заемщиком, подтверждающий переплаченную сумму.
Унифицированная форма Претензии отсутствует. Однако, есть ряд требований, которым она должна соответствовать.
В Претензии следует указывать:
фамилию, имя, отчество физического лица либо наименование юридического лица- заемщика;
наименование банка- кредитора;
информацию о договоре займа, его номер, дату, срок действия;
сумму договора и размер ставки вознаграждения;
сумму переплаченных процентов и основания для ее возврата;
требование о возврате суммы переплаченных процентов в определенный срок;
иную информацию, имеющую значение для возврата процентов.
Претензия подписывается заемщиком, либо его представителем, если направляется не лично либо от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя. К ней прилагаются копии документов, подтверждающие доводы Заемщика.
Если документ сдается нарочно в канцелярию банка-кредитора, следует подать Претензию в двух экземплярах- один для получателя, второй, с отметкой о приеме- для отправителя.
Если Претензия направляется почтой- следует направить ее заказным письмом и сохранить квитанцию об отправке и получении.
Если в указанный срок от банка не получен ответ или не возвращены указанные проценты- заемщик вправе обращаться в суд без каких-либо отлагательных условий.
Претензия разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Федеральный закон от 21.12.2013 года №353-ФЗ "О потребительском кредите";
Гл. 42 Гражданского кодекса РФ.