Положение о порядке оказания платных немедицинских услуг в медицинской организации

Документ обновлен: 12/2/2021

Российская Федерация провозгласила, что защита человека и принадлежащих ему прав, является ее приоритетной задачей. Одним из высших благ, которыми наделен человек является его здоровье. С целью его охраны на законодательном уровне закреплена обязанность медицинских организаций (далее по тексту – профильные организации) предоставлять гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

Прямой обязанностью профильных организаций является оказания помощи нуждающимся, но возникают ситуации, когда пациенты выказывают желание получить более широкий спектр услуг и выражают готовность их оплатить.

Законодательство РФ не запрещает профильной организации предоставлять платные немедицинские услуги (далее-услуги), но при условии, что в ее Уставе должно быть предусмотрено, что совместно с медицинскими услугами, заинтересованному лицу могут быть оказаны и услуги немедицинского характера.

Как правило, такие услуги подразделяются на два вида: сервисные и бытовые, предназначены они для того, чтобы период адаптации пациентов к клиническим условиям протекал более легко. Разделение их на два вида весьма условно, поскольку в них могут входить: услуги парикмахера, прачечной, вызова такси, предоставление юридической помощи и прочее.

С целью организации работ по предоставлению услуг профильная организация разрабатывает и утверждает Положение о порядке оказания платных немедицинских услуг в медицинской организации (далее по тексту – Положение). Данный локальный акт предоставляется всем желающим для свободного ознакомления, с целью чего его можно разместить на сайте профильной организации и на стендах в ее помещениях.

Положение устанавливает основание предоставления услуг, требование к их качеству и немаловажный аспект, ответственность сторон за нарушения, принятых на себя обязательств.

Одним из важных вопросов, который рассматривает Положение, является порядок установления стоимости за оказываемые немедицинские услуги. Полный перечень видов услуг и прейскурант на них должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам в таких услугах. Данная информация не может составлять коммерческую тайну. Более того, профильная организация не может установить стоимость на услуги, которые должны быть оказаны на безвозмездной основе, согласно государственным и (или) территориальным программам.

Очень важный принцип предоставления таких специальных услуг является то, что они могут быть оказаны только при добровольном желании заинтересованного в их получении лица. Следствием такого согласия является заключенный договор, его структура и основные условия, рассматриваются в Положении.

Интересным моментом является то, заинтересованное лицо вправе воспользоваться как всем представленным спектром услуг, так и только частью из них. В данном случае, никто не вправе повлиять на выбор пациента или его близких.

Несмотря на то, что только потребитель вправе инициировать заключение сделки с организацией, он может выразить свое несогласие с договором и не подписывать его, такие действия не повлекут на него санкций со стороны организации. При этом, пациент может в одностороннем порядке отказаться от дальнейшего исполнения уже существующего договора, но при условии возмещения исполнителю всех понесенных им расходов.

  • Федеральный закон от 21.11.2011 No 323-ФЗ;

  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1;

  • Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 г. No1006.