Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Документ обновлен: 4/20/2024

В настоящее время можно часто встретить объявления, которые предлагают начинающим предпринимателям начать свой бизнес по франшизе, обещая быструю окупаемость вложений и хорошие прибыли. Что же такое франшиза?

Покупка франшизы представляет собой отношения между рыночными субъектами, когда одна сторона передаёт другой стороне за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса под уже известной на рынке торговой маркой и использование разработанной бизнес-модели.

Можно выделить три вида франшизы:

  • производственная - когда лицо, купившее франшизу, производит какой-либо продукт под известным товарным знаком (например, производство строительных материалов; или, например, производство бытовой химии и т.д.);

  • в сфере услуг - когда лицо, купившее франшизу, оказывает определенный вид услуг населению (например, услуги сервисных центров по ремонту смартфонов; или, например, услуги в бытовой сфере - "Муж на час"; или, например, услуги химчистки и т.д.);

  • товарный франчайзинг - когда лицо, купившее франшизу, продаёт населению товары (например, магазин товаров для дома; или, например, магазин электроники и бытовой техники; или, например, магазин разливного пива и т.д.).

Однако, франшиза выгодна не только лицам, решившим открыть свой бизнес (Пользователи или, так называемые, франчайзи), но и лицам, которые предлагаю франшизу (Правообладателям или франчайзерам) с целью продвижения марки в другие регионы, зарабатывая тем самым большую популярность своей продукции, что способствует продвижению марки, и получая доход в виде роялти. Таким образом, для продвижения своей продукции в другие регионы Правообладатели используют франчайзинг - Договор коммерческой концессии.

  • Правообладатель (франчайзер) - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обладающие исключительными правами на объект интеллектуальной собственности (товарный знак, авторское право, коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) и т.д.);

  • Пользователь (франчайзи) - коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающие на возмездной основе право использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав.

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним, заключается только в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Существенными условиями Договора являются:

  • предмет Договора, т.е. комплекс исключительных прав, закрепленных за Правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). В предмет Договора могут входить также другие объекты интеллектуальной собственности, а также возможность использования коммерческой информации, деловой репутации и коммерческого опыта Правообладателя.Обязательной составной частью предмета концессионного Договора является инструктаж Пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему Правообладателем прав;

  • цена Договора, т.е. вознаграждение (роялти), которое Пользователь должен заплатить Правообладателю за полученное право использования комплекса принадлежащих Правообладателю исключительных прав. Роялти может быть в виде разового взноса, либо первоначального (вступительного) взноса и периодических платежей, либо в виде только лишь периодических платежей;

  • срок Договора - период времени, в течение которого Пользователь вправе использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих Правообладателю исключительных прав;

  • право коммерческой субконцессии, т.е. право Пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии;

  • порядок и последствия изменения и прекращения Договора. Следует учитывать, что любые изменения Договора и его Прекращение подлежат государственной регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

К обычным условиям Договора можно отнести такие обязанности Правообладателя как:

  • передать Пользователю документацию и иную информацию, необходимую для осуществления предоставленных ему прав;

  • проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

  • обеспечить оформление необходимых лицензий (регистрация Договора в патентном ведомстве) и передачу их Пользователю.

К обычным условиям Договора можно также отнести такие обязанности Пользователя как:

  • использовать фирменное наименование и коммерческое обозначение Правообладателя лишь строго определенным в Договоре способом;

  • не разглашать конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от Правообладателя;

  • обеспечить соответствие качества производимых товаров или оказываемых услуг качеству аналогичных товаров или услуг, производимых или оказываемых Правообладателем;

  • соблюдать инструкции и указания Правообладателя, направленные на обеспечение такого соответствия;

  • оказывать потребителям дополнительные услуги, которые предоставляет своим потребителям Правообладатель.

Договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав Сторон, предусмотренные Гражданским кодексом и не противоречащие антимонопольному законодательству. Следует отметить, что Правообладатель несет субсидиарную с Пользователем ответственность за предоставление ненадлежащего качества товара или услуги. Когда Пользователь является изготовителем товаров Правообладателя, последний несет солидарную ответственность.

  • главой 54 (Коммерческая концессия) Гражданского кодекса РФ;

  • Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1416 "О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора".