При организации договорной работы нужно учитывать большое количество разнообразных нюансов, чтобы обеспечить финансовую и юридическую безопасность компании. Возможные риски, которые возникают из-за некорректного оформления контрактов поставки, можно условно поделить на несколько групп. Одна из них описывает неблагоприятные последствия ошибок при согласовании ассортимента товаров. Знание возможных рисков поможет не просто их избежать, но и снизить неблагоприятные финансовые и репутационные последствия в случае выявления погрешностей в договоре.
Связанные с ассортиментом риски
Бывает такое, что стороны не согласовали ассортимент товара. Часто возникают ситуации, при которых в тексте договора прописан конкретный состав поставки, а по факту клиент получает иную продукцию или не ту продукцию, которую хотел получить. Вне зависимости от того, возникла ли опечатка в тексте контракта или несоответствие отгруженной партии вызвано волей самого поставщика, заказчик вправе прибегнуть к следующим мерам.
Отказ от принятия поставки с требованием возврата уплаченной за нее суммы (пункты 1-3 статьи 468 ГК РФ).
Расторжение заключенного договора из-за нарушений его важных и существенных условий (пункт 2 статьи 450 ГК РФ), если условие про ассортимент отнесено к их числу самим текстом контракта.
Какое бы из решений заказчик не принял, для поставщика оно будет означать необходимость нести финансовые потери, которые связаны с логистикой, доставкой продукции и возможной потерей презентабельного внешнего вида товара. Особенно остро отказ от поставки и расторжение договора влияет на производителей скоропортящихся изделий.
Способы предотвращения ошибок в ассортименте товаров и их негативных последствий
Чтобы поставщик мог защитить свою компанию от финансовых и репутационных потерь, снизить риск отказа клиента от поставки, важно на этапе составления проекта договора уделить внимание согласованию всех его условий.
Пункт 1 статьи 467 ГК РФ определяет ассортимент как группу товаров с одним или разными наименованиями, внутри которой продукция отличается набором признаков (цветом, жирностью, плотностью и так далее). Как правило, эти особенности прописываются в том же пункте, что и наименование, количество поставляемых изделий. В отдельных случаях ассортимент может согласовываться в другой части контракта, но с использованием того же порядка, что и при определении названия, объема предмета сделки.
Чтобы в договоре должным образом определить ассортимент товаров, необходимо в тексте указать следующие особенности:
- Количество изделий, которые будут поставляться в ассортименте.
- Характеристики отдельных единиц поставляемой продукции, по котором определяются ассортиментные отличия.
- Порядок определения ассортимента.
При таком подходе к формированию условий контракта поставщик сможет самостоятельно определить ассортиментное разнообразие. Основой для решения могут быть известные на момент подписания соглашения потребности покупателя. Эта возможность отражена в пункте 2 статьи 467 ГК РФ. Все в том же законодательном акте, но уже в 1 пункте, сказано, что клиент не может требовать поставки товаров в ассортименте или отказаться от нее из-за несоответствия ожиданиям.
Российские суды не относят условия ассортимента к существенным. Поэтому часто оставляют без движения просьбы покупателей в удовлетворении требований в части отказа от оплаты, приемки, расторжения договора на этом основании. Иным образом складывается судебное решение, если в самом соглашении пункт про условия ассортимента причислен к числу важных и значимых. Чтобы поставщику дополнительно минимизировать возможные риски, стоит исключить из текста контракта уточнение о значении пункта ассортимента.
Еще одним важным условием предотвращения возможных разногласий является разработка алгоритма отказа от приема товаров. Согласно положениям статьи 514 ГК РФ, покупатель обязан в случае нарушений договоренностей о составе поставки уведомить продавца и сообщить о принятии на ответственное хранение. В договоре нужно прописать, в какие сроки это необходимо сделать. В случае их несоблюдения товар будет по умолчанию считаться фактически принятым.
Что делать, если покупатель отказывается от приемки и оплаты поставки из-за несоответствия ассортимента?
В том случае, когда заказчик, руководствуясь положениями статей 468 и 450 ГК РФ, настаивает на возврате уплаченных средств или расторжении договора, он должен совершить ряд процессуальных действий:
- произвести проверку товара в установленный законом или договором срок;
- обеспечить сохранность продукции, в случае отказа от нее;уведомить поставщика о поставке товаров ненадлежащего качества или в ассортименте, не предусмотренном положениями контракта.
О необходимости совершения этих действий сказано в статьях 483, 514, 513 ГК РФ. Поставщик может использовать их в свою пользу.
В ходе судебного разбирательства или досудебного урегулирования конфликта исполнитель может сослаться на положения статьи 514 ГК РФ, по которым покупатель обязан уведомить об отказе приема товаров в реализацию. При этом он обязан взять их на ответственное хранение до момента обратной отгрузки поставщику. Если какое-то из этих обязательств не было выполнено покупателем, то поставщик имеет право требовать принятия продукции с последующей оплатой в полном объеме (пункт 5 статьи 468 ГК РФ). Это же право можно реализовать в случае, когда заказчик не сообщил о нарушении условий ассортимента. Выполнить это действие покупатель обязан в разумные или установленные текстом контракта сроки (пункт 4 статьи 468 ГК РФ).
В случае любого из описанных выше нарушений со стороны покупателя суды признают товар фактически принятым. Это значит, что отказ от оплаты со стороны заказчика будет сочтен неправомерным, а требования поставщика будут удовлетворены.