Риски Перевозчика – лимит выплат, нюансы, минимизация

Ответственность Перевозчика за жизнь, здоровье и имущество пассажира наступает в момент посадки последнего в общественное транспортное средство любого типа – автобус, поезд, самолет и т. д. Причиненный вред в возможных ситуациях фиксируется и компенсируется согласно действующему законодательству, а также подчиняется положениям страхового договора, заключенного между Перевозчиком, Пассажиром и Страховщиком.

Основной причиной наступления страховых случаев в сфере перевозки грузов и людей, является ДТП и иные дорожные ситуации, приводящие к рискам. Согласно положениям ФЗ №67 от 14.06.2012 года, Перевозчик обязан страховать свою ответственность перед пассажирами и их имуществом, чтобы последние смогли компенсировать потери в следующих случаях:

  • Причинение вреда жизни.
  • Причинение вреда здоровью.
  • Утрата (кража) или порча багажа и другого имущества.

Специального договора на страхование для совершения безопасного путешествия (поездки) иметь при себе не требуется. Пассажир, купивший билет, в стоимость которого и заложена сумма полиса, является по умолчанию застрахованным. Действие страховки начинается за 30 минут до отправления транспорта по маршруту. Окончание срока – в момент пересечения пассажиром территории конечной остановки (станции) или не более 1 часа с момента прибытия. 

Лимит выплат

По закону, страховые суммы для выплат пострадавшим при наступлении риска, имеют четко фиксированный размер:

  • Смерть пассажира – 2 млн. 25 тысяч рублей.
  • Ущерб здоровью – 2 млн. рублей.
  • Порча имущества (кража) – 23 тыс. рублей.

Тем не менее ситуации, когда страховые выплаты не могут покрыть реального ущерба – нередки. В каждом конкретном случае требуется детальное раскрытие вопроса с привлечением доказательной базы. 

Наступление риска – что делать Перевозчику

Первичные действия Перевозчика при наступлении страхового случая – это:

  • Вызов компетентных органов для фиксации ДТП, оказания первой помощи пострадавшим и минимизации ущерба от происшествия.
  • Оповещение всех лиц-участников страхового случая о договоре с компанией, ее ближайших филиалах и правах каждого. Также необходимо сообщить данные офиса Перевозчика.
  • Сообщение в страховую компанию о произошедшем в подробностях (дата, место, количество потерпевших, характер ущерба имуществу или физического вреда). Позже, необходимо предоставить протоколы происшествия, оформленные надлежащим образом, и получить подтверждение их доставки.

Перевозчик обязан предоставить каждому потерпевшему акт о произошедшем событии и сопутствующих обстоятельствах. С ним, участник страхового случая должен обратиться к компании-страховщику, чтобы подать заявление на выплаты. 

Соблюдение сроков подачи документов в страховую компанию – залог разрешения ситуации в пользу потерпевших и Перевозчика. 

Минимизация рисков

Основной гарантией минимизации рисков Перевозчика является страхование. При заключении договора ему необходимо детально расписать деятельность компании, виды используемого транспорта, особенности перевозки грузов и пассажиров, маршруты, расстояния и другие факторы, влияющие на возможность возникновения риска. Это убережет Перевозчика от необходимости выплачивать основной лимит компенсаций. Однако, возникают обстоятельства, когда предел выплат не покрывает причиненного ущерба и пострадавшие вправе подать исковое заявление в следующих случаях:

  • Дорогостоящее лечение после ДТП, приведшее к инвалидности. Пострадавшим необходимо документировать все проводимые действия – назначение процедур и препаратов, регулярное обследование с подтверждающимися диагнозами, необходимые траты на реабилитацию и дальнейшее жизнеобеспечение.

Что делать: в этом случае Перевозчик вправе провести независимую экспертизу причиненного вреда и целесообразности проводимого лечения. 

  • Кража или порча груза, стоимость которого превышает лимит страховых выплат.

Что делать: при принятии груза, Перевозчик обязан проверить целостность тары и упаковки, указать ее тип (например, стекло) а также соответствие количеству, указанному в накладных документах. Необходимо прописать в договоре с клиентом максимальные суммы выплат в случае наступления страхового риска. Взаимные подписи станут гарантией отсутствия претензий к Перевозчику.

  • Причинение морального вреда. Например, такой вид страхового риска возможен, если произошла задержка отправления транспорта или его поломка в пути, приведшая к неприятностям для пассажира.

Что делать: Перевозчик вправе не выплачивать подобную компенсацию, если доказано наступление обстоятельств непреодолимой силы. Например, автобус требовал неотложной ликвидации неисправностей, угрожающих нормальному передвижению, здоровью и жизни пассажиров. 

Освобождение от ответственности

Перевозчик, равно как и страховая компания не возмещает и не признает рисков, наступивших в результате неправомерных действий пассажира (алкогольное или наркотическое опьянение, возмутительное поведение и т. д.). А также в ситуациях, независящих от их ответственности (проблемы со здоровьем пассажиров, в том числе психоэмоциональные состояния, природные катаклизмы, войны и т. п.). 

Тем не менее на перевозчике лежит бремя доказательств того, что наступление страхового риска произошло не по его вине, если вышеперечисленные факторы отсутствуют. Например, в краже багажа пассажиров или груза, Перевозчик признается освобожденным от ответственности, если во время стоянки, транспорт находился на охраняемой парковке. Или в ДТП, в котором есть пострадавшие, виновно другое лицо, в том числе службы, отвечающие за безопасность участка пути. 

Когда лимит ответственности не действует

Минимизировать риски или уйти от ответственности в случае их наступления не удастся, если Перевозчик грубо нарушает правила организации перевозок. К основным нарушениям относят: Полная исправность и оснащенность транспорта, определенного к перевозке людей и грузов. Регулярный ТО, замена изношенных комплектующих, вывод из рейсов неисправного транспорта – аксиома для транспортных компаний. 

Квалификация водителей, достаточный опыт. Их организация труда и отдыха. Перед выходом в рейс необходимо проводить рабочий инструктаж с проверкой состояния здоровья сотрудников. 

Соблюдение правил передвижения на конкретном дорожном участке страны. Знание особенностей местности (например, в туристической поездке) – обязательно.

Полный пакет нормативных актов насчитывает более 20 наименований. При наступлении страхового риска, а, особенно, в случаях подачи пострадавшими исковых заявлений на выплату сумм, превышающих лимит обязательных, необходимо иметь полную доказательную базу исправности транспорта и надежности персонала.

Оставить Комментарий
Maxim: