Споры по договорам оказания услуг считаются в адвокатской практике одними из самых сложных. В них заложено множество рисков, одним из которых является невозможность возврата денежных средств в случае ненадлежащего оказания услуг. Поэтому такие дела требуют тщательного изучения имеющихся материалов, правильного составления искового заявления, сбора доказательной базы, а также умелого представления в суде.
Самым распространенным считается договор оказания услуг. Этот документ составляется исполнителем, полностью перечисляя все возможные развития совместного сотрудничества. Чаще всего он ориентирован на защиту интересов лиц, представляющих услуги, а интересы потребителя учитываются в последнюю очередь, поскольку первоначальной его задачей является защита исполнителя.
В таких договорах риск невозможности возврата оплаченных денежных средств в случае ненадлежащего исполнения услуги часто игнорируется. Хотя можно встретить и такие документы, где он полностью прописан, но сделано это таким образом, что клиент не получает никаких гарантий, и фактически лишается своего права на возмещение или компенсацию.
Договор оказания услуг — разновидность договора о заключении сделки, составленного в виде предложения. Может быть адресована как конкретному человеку, так и группе лиц (оферта). Главной особенностью этого документа является то, что в нем обсуждается результат определенных действий, а не товар или предмет. Именно эта нематериальная составляющая часто становится предметом споров многих юристов.
Риск невозможности возврата
Подобные виды риска присущи любой сфере услуг. Однако наиболее часто их можно встретить в следующих отраслях:
- туризм;
- медицина;
- консалтинг;
- маркетинг;
- аудит;
- посредническая деятельность;
- дизайн.
Это связано с тем, что доказать несоответствие услуги заявленному качеству очень сложно. Степень эффективности маркетинговой кампании или целесообразность полученной консультации невозможно измерить или подтвердить. Потребуется серьезный подход к сбору доказательной базы.
Очень часто в договорах оказания услуг подробно прописывают риски невозможности возврата оплаченных средств за некачественные услуги. При этом составители документа стараются максимально усложнить всю процедуру, внося в нее определенные ограничения для собственной защиты.
По своей сути риск невозможности возврата оплаченных средств за некачественные услуги представляет собой обычный отказ от возвращения денег, который мотивирован рядом факторов. Именно они и считаются своеобразными критериями для игнорирования претензии со стороны заказчика.
Для создания таких предпосылок в договор могут быть внесены следующие условия:
- заявить о ненадлежащем качестве нужно в строго указанный срок. Причем делать это предлагают письменно и в главном офисе компании;
- предоставить чек на оказанную услугу;
- указать на несоответствие в виде письменной претензии.
Очень часто в договорах предоставления услуг можно встретить и такую формулировку: ” Исполнитель не предоставляет гарантий на точное соответствие Услуг ожиданиям Заказчик”. Поэтому сам факт наличия этого пункта предполагает согласие с риском.
Все описанные условия взяты в качестве примера. Они не являются общепринятым стандартом, но реально использовались многими компаниями.
Минимизация риска
Гарантировано минимизировать риск невозможности возврата оплаченных средств за некачественные услуги может только правильно составленный договор. Опытные юристы настоятельно рекомендуют отказываться от типовых соглашений или предложений. В документе должны быть представлены интересы заказчика, учитывающие все подобные риски. Желательно, чтобы там были прописаны критерии, предъявляемые к качеству услуг и последствия их несоответствия.
Все вероятные действия по снижению такого риска можно представить в виде следующего списка:
- внимательно читайте договор, и если в нем есть смущающие вас пункты, то не принимайте его;
- настаиваете на заключении отдельного соглашения с учетом ваших интересов;
- ознакомьтесь с критериями качества на конкретную услугу;
- тщательно соблюдайте все требования исполнителя, указанные в договоре. Особенно это важно при внесении своих данных и указания реквизитов;
- требуйте чек или другой документ, подтверждающий оплату;
- если речь идет про крупные суммы, то такие сделки стоит заключать вместе со своим юристом.
Все договоры оказания услуг регулируются действующим законодательством и законом о защите прав потребителей. Поэтому даже если в них прописан отказ от ответственности, его всегда можно оспорить, ссылаясь на конкретные статьи и положения. Хороший юрист способен справиться с такой задачей.
Что делать, если риск наступил
Если все попытки снизить такой риск потерпели неудачу, а сам случай не заставил себя долго ждать, то рекомендуется прибегнуть к следующей последовательности действий:
Прежде всего нужно описать свою претензию в книге жалоб компании. Тут очень важно подробно изложить суть произошедшего и указать свои данные. Также следует уточнить имя сотрудника, который оказывал услугу.
Обратитесь к менеджеру и руководителю компании. Расскажите им о всех обстоятельств получения некачественных услуг, поставив в известность о том, что желаете вернуть потраченные средства. Чаще всего представители компании не хотят портить репутацию, и если сумма невелика, то охотно ее возвращают. Однако можно столкнуться и с отказом, который обязательно будет подтвержден соответствующим пунктом договора. В этом случае переходим к следующему пункту.
Уже на этом этапе можно обратится к опытному адвокату. С его помощью можно составить письмо с претензией, которое направляется руководителю компании. В нем следует ссылаться на законодательные акты и другие нормативные документы. Порой правильно составленное письмо оказывает потрясающий эффект, и приводит к возврату денег. Если же этого не произошло, то придется обращаться в суд.
С помощью юриста соберите все необходимые документы и составьте исковое заявление. При таком развитии событий вы можете рассчитывать на дополнительную компетенцию и моральный ущерб.
Некоторые компании не имеют опыта представления своих интересов в суде. Они охотно идут на заключение сделки по возврату средств, особенно если видят опытного и уверенного в своих действиях юриста.
В современной сфере услуг полностью исключить риски невозможно. Большинство компаний старается защитить себя от мошенников, создавая запутанные договора предоставления услуг, полностью исключающие какую-либо ответственность. Поэтому если вы столкнулись с подобными ситуациями и риск невозврата средств за некачественные услуги наступил, сразу обращайтесь к адвокату, способному отстоять ваши интересы.