Одним из важнейших пунктов договора о поставке является указание о порядке замены или проведения ремонта некачественного товара. Если контракт не описывает действия сторон в подобной ситуации, то возникают значительные риски для поставщика. Получение продукции ненадлежащего качества относится к прямым убыткам покупателя, которые обязан возместить поставщик. В зависимости от требований покупателя, контрагент должен выполнить ремонт или заменить предмет поставки на качественный товар за свой счет.
Основные положения по качеству поставки
Расходы покупателя при возврате поставщику товаров ненадлежащего качества для ремонта или замены полностью покрываются контрагентом, ст. ст. 15, 393 ГК РФ. Понесенные получателем убытки в полном размере покрываются второй стороной, сделать это можно в досудебном и судебном порядке. Независимо от того, что указания на требования к качеству отсутствуют в договоре, предмет соглашения должен соответствовать федеральным стандартам и техническим требованиям в полной мере.
В случае, когда договор поставки заключается между хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и ИП), действие Закона о защите прав потребителя не распространяется на сделку. Нормативные акты и положения, защищающие интересы граждан, в данной ситуации не применяются. Отношения в части качества поставки регулируются ст. ст.309-310, 475-477, 518, 533 ГК РФ. Большой свод законодательных требований обусловлен частыми спорами между участниками взаимоотношений именно по качеству.
Товар признается некачественным, независимо от наличия указаний в договоре:
- предмет договора не соответствует отраслевым стандартам, отступает от требований ГОСТа;
- товар не соответствует рекомендациям о качестве, принятыми министерствами;
- товар не может быть применен для целей, отраженных в договоре и о которых поставщик знал;
- поставка не соответствует утвержденному образцу или спецификации.
Риски продавца связаны с обязательной ответственностью за свою продукцию, независимо от наличия соответствующего пункта в договоре. Контракт может указывать на дополнительные требования по качеству товара, но технические условия должны исполняться независимо от содержания договора.
Как снизить риски поставщика
Действия поставщика по замене или ремонту некачественной поставки инициируются покупателем, который направляет контрагенту официальное уведомление. Во время приемки товара составляется акт или дефектная ведомость, которая подписывается представителем контрагента или незаинтересованной стороной.
Покупатель, имея документальные доказательства некачественного товара, может обратиться к поставщику со следующими требованиями, ст. 518 ГК РФ:
- заменить бракованный экземпляр на товар надлежащего качества;
- провести ремонт товара ненадлежащего качества в разумный срок;
- снизить закупочную стоимость некачественных экземпляров;
- возместить покупателю расходы на самостоятельное устранение недостатков.
Ремонтные работы используются в качестве компромиссного решения, если недостатки устранимы и не являются основанием для полной непригодности товара. Если предмет договора полностью утратил свои функциональные и потребительские свойства, то вопрос стоит только о замене или возврате уплаченных средств. Если поставщик заменил не кондицию и предоставил новый товар, то первоначальная поставка должна быть возвращена владельцу. В противном случае, поставщик имеет право затребовать компенсацию в течение 3 лет, после завершения договорных отношений.
В интересах поставщика строго выполнять договорные условия и предоставлять качественные товары. Закон всемерно стоит на стороне покупателя, который может получить несколько видов неустоек одновременно при нарушении поставщиком обязательств по качеству продукции. Сюда относятся договорная и законная неустойки за срыв сроков поставки (при возврате брака назад), а также требование по возмещению убытков, ст. ст. 330, 393, 395 ГК РФ.
Варианты разрешения спора по качеству
Спор по качеству полученного товара решается сторонами мирным путем или через рассмотрение арбитражного суда. В обоих случаях необходимо документально подтвердить отступление от требований по качеству, тем более, если об этом нет упоминаний в контракте. Покупатель, получивший некачественный товар, должен действовать по следующей схеме:
- составить акт приемки с указанием замечаний и выявленных нарушений;
- провести независимую экспертизу и поставить перед товароведами вопрос: являются ли выявленные отклонения от стандарта качества основанием для рекламации;
- направить поставщику претензию с приложением заключения эксперта и акта, подписанного представителем сторонней организации;
- задача поставщика состоит в оперативном устранении проблемы и реагировании на претензию получателя. На ответ предоставляется 30 дней, но при оперативном разрешении конфликта у виновной стороны появляются шансы на решение спора мирным путем;
- риски поставщика значительно повышаются, если он не примет меры по ремонту или замене не кондиции. Покупатель обращается за защитой своих интересов в арбитражный суд, где предоставляет на рассмотрение доказательства своей позиции, иск о возмещении ущерба.
Как правило, арбитраж принимает сторону покупателя, получившего по договору поставки некачественный товар. Единственный шанс появляется у поставщика на положительное решение суда, если будет доказано полное соответствие предмета поставки государственным нормативам. Снизить риск поставщика по вопросу качества продукции можно, если тщательно прописать в договоре критерии, по которым должен оцениваться товар. Соблюдение перечисленных в контракте требований по качеству станет для поставщика гарантией исполнения договора.