Многоразовая тара необходима для качественной упаковки товара. Это могут быть различные ящики, мешки, бидоны, фляги, поддоны и другие приспособления хранения и перевозки товара. Многооборотная тара используется многократно. Поэтому ее наличие отражается бухгалтерским учетом поставщика. На дорогостоящую упаковку должны начисляться амортизационные отчисления, так как она учитывается при формировании налогооблагаемой базы поставщика. Малоопытный покупатель может не знать этого. Он может использовать упаковку по своему усмотрению или утилизировать ее. В этом случае, он нарушает общепризнанные правила обращения тары, действующие еще с советских времен и утвержденные Госснабом Союза в 91 году прошлого века. Правила предписывают покупателю бережное обращение с упаковочным инвентарем, его хранение и ремонт, при необходимости. Тара должна обязательно возвращаться поставщику, если иное не предусмотрено договором. Покупатель может оставить ее у себя, если покупает товар вместе с многоразовой упаковкой. Из современных нормативных актов оборот тары регламентируется ст. 314 Гражданского Кодекса, предписывающей возвращение многоразовой упаковки в разумные сроки, после получения соответствующего запроса поставщика. Арбитражные суды считают разумным сроком семь дней, после чего поставщик может начинать отсчет пеней и штрафных санкций.
Последствия невозврата многооборотной тары могут неприятно удивить
Возврат многоразовой упаковки товара считается общепринятой нормой обращения с тарой. Она знакома персоналу любой коммерческой организации. Тару вместе с товаром, должны принимать под отчет материально ответственные лица покупателя, бережно хранить под навесом, а при необходимости организовать для нее мелкий ремонт. Эти обязанности покупателя обычно не обсуждаются и исполняются повсеместно. Поэтому в договоре поставки они могут не прописываться, исполняясь по умолчанию. Не осведомленный об этом покупатель может отправить использованную упаковочный материал в мусорные баки. В этом случае ему нечего будет возвращать поставщику, когда он получит заказное письмо-предупреждение от последнего. Отправив письмо, поставщик может не торопить события, и отложить написание претензии на более поздний срок. При таком раскладе, когда дело дойдет до Арбитражного суда, есть реальный риск для покупателя понести убытки. Он будет должен не только возместить поставщику стоимость утраченной многооборотной тары, но и заплатит значительные пени и судебные издержки.
Риски невозврата тары можно уменьшить, прописав условия договора поставки
Заключая договор поставки, покупателю следует избегать внесения туда пунктов, конкретизирующих сроки возврата многооборотной тары. Если там будет записан двухдневный срок возвращения, покупателю придется немедленно освободить упаковку от товара, чтобы вернуть ее в срок. Когда в договоре поставке нет указания о сроке возвращения, суд принимает решения руководствуясь советскими Правилами использования многооборотных средств упаковки. Но их юридическая сила признается судами только в случае, когда на Правила ссылаются пункты рассматриваемого договора поставки. Поэтому, не прописывая в договоре срок возвращения, можно уменьшить риски невозврата тары.
Подойдя к этому вопросу с другой стороны, можно уменьшить риски, убедив продавца прописать в договоре более длинный срок возврата упаковки. За две-три недели или даже месячный срок покупатель может спокойно реализовать товар и без рисков вернуть упаковку хозяину.
П. 7 вышеуказанных Правил указывает, что затраты по возврату многоразовой упаковки должен нести продавец. Конечно этот пункт входит в противоречие с теми обязанностями по возвращению тары, которые возлагает на покупателя ГК РФ. Но если, сославшись на этот пункт правил, прописать за поставщиком обязанность забирать свои средства пакетирования, риски невозврата значительно уменьшаться.
Сокращает возможность рисков невозврата правильная организация оборота тары:
- Чтобы идентифицировать ее как многоразовую, при приемке необходимо убедиться, что на ней нанесена маркировка, с товарным знаком изготовителя, ссылка на примененный стандарт и надпись “Многооборотная”;
- При недостатке или несоответствии качества тары составляется акт, для направления претензии поставщику;
- Вскрытие упаковки производить аккуратно, специальным инвентарем, клещами, гвоздодерами, фомками, съемниками обручей, специальными ножами и другими приспособлениями;
- Освобожденная от содержимого упаковка очищается, сортируется по категориям и отправляется на хранение;
- Рекомендуется хранить ее под навесом, на деревянном настиле, а когда ее количество будет соответствовать отправочной партии, она подлежит возвращению.
Общепринятые правила, законодательные акты и нормативы, регламентирующие порядок обращения и возврата тары достаточно противоречивы. Арбитражные судьи прекрасно осведомлены об этом и часто бывают склонны считать последней инстанцией не их, а те договорные условия, что прописаны в договоре поставки.
Что делать, если поставщик подал на покупателя в суд из-за невозврата тары
Арбитражные суды систематически рассматривают дела о многооборотной таре. Изучив практику судебных заседаний, можно разработать стратегию поведения в суде, чтобы уменьшить риски убытков. Необходимо напомнить, что поставщик имеет право отправить претензию, только через неделю после того, как он напишет покупателю заказное письмо, с просьбой вернуть использованную упаковку. Это время можно использовать, чтобы использовать свои обязательства по возврату многоразовой упаковки. Учитывая противоречивость нормативных актов, лучше поручить ведение дела о невозврате тары квалифицированному юристу, обладающему опытом рассмотрения аналогичных дел в Арбитражных судах.