Покупатель обязан уведомить поставщика о выявленных нарушениях по качеству, количеству и ассортименту товара в определенный срок. Если порядок рекламации не регламентирован договором поставки, то в действие вступает ст.513 ГК РФ в отношении покупателя. Закон гласит, что отсутствие договорных сроков по предъявлению претензий требует от покупателя скорейшего оповещения поставщика о спорной ситуации.
Основные положения по срокам уведомления
Вопрос об уведомлении поставщика о выявленных отклонениях товара может решаться по положениям договора или законным путем, описанными в ст. ст. 454, 483 ГК РФ. Покупатель обязан оповестить поставщика о своих претензиях в кратчайшие сроки и незамедлительно выслать в адрес контрагента документальные свидетельства обнаруженных отклонений. Оперативное обращение к поставщику чаще всего помогает разрешить конфликтную ситуацию мирным путем, не прибегая к помощи судебной инстанции.
При отсутствии согласованного срока уведомления в договоре поставки, наличие зафиксированного обращения к контрагенту станет важным аргументом по защите прав покупателя в суде. В первую очередь будут рассматриваться сроки предъявления рекламации стороне поставки.
Оптимальным вариантом станет уведомление поставщика одновременно с составлением передаточного документа, которым может служить:
- акт приемки товара;
- товарная накладная;
- товарно-транспортная накладная;
- универсальный передаточный документ по договору;
- унифицированная форма по приему товара.
Покупателю следует учесть, что отсутствие замечаний по внешнему виду товара не является основанием для отказа поставщика при обнаружении дефектов в дальнейшем. На каждом этапе осмотра полученной поставки могут быть решены рекламационные вопросы между участниками. При этом необоснованная задержка с оповещением поставщика о появившихся проблемах значительно повысит риски покупателя проиграть судебный процесс.
Незамедлительное уведомление регламентировано в ст. 514 ГК РФ, то есть отказ от товара на основании обнаруженных несоответствий должен быть произведен, как только это станет возможным. Минимальный срок не установлен законом, но в арбитражных процессах принимается во внимание сравнение даты передаточного документа и уведомления поставщика.
Согласно ст.518 ГК РФ, если поставщик, уведомленный об обнаруженных недостатках товара, незамедлительно выполнит замену на товар надлежащего качества, то покупатель не вправе предъявлять иные претензии. Таким образом конфликтная ситуация будет грамотно разрешена, независимо от отсутствия указаний в договоре.
Как снизить риски покупателя
Если при приемке товара обнаружены дефекты и отклонения от договорных условий, то кроме основного документа необходимо составить рекламационный акт, протокол или дефектную ведомость. Покупатель может затребовать направление представителя для проверки нарушений и принятия решения по дальнейшим действиям сторон (замена, ремонт, возврат средств или снижение стоимости, др.).
Если приезд представителя невозможен, для снижения рисков рекомендуется пригласить незаинтересованную сторону, например, представителя надзорных и контролирующих органов. Необходимость проведения товароведческой экспертизы не установлена законом, но поможет решить важные моменты в защиту позиции покупателя. Рекомендуется провести экспертное исследование товара и поставить перед независимым товароведом следующие вопросы:
- влияние выявленных недочетов на снижение качества и характеристик товара;
- возможно ли устранить дефекты без ущерба интересам покупателя;
- снизилась ли стоимость продукции и какой должна быть уценка и др.
Экспертное заключение имеет юридическую значимость и принимается к рассмотрению во всех госструктурах. Получатель может в дальнейшем отстоять свою позицию и затребовать возмещения нанесенного ему ущерба. Если стороны договорятся о возврате предмета договора поставщику для устранения или анализа недостатков, то предварительное проведение экспертизы желательно, чтобы снизить риски получателя и предотвратить возможные разногласия.
Варианты разрешения спора
Если в договоре не отражены условия по уведомлению о выявленных недостатках продукции, то спор может быть разрешен:
- досудебным порядком, когда поставщику направляется рекламация или претензия на нарушение договора поставки. Уведомление должно быть подкреплено официальными документами, такими как: экспертным заключением, рекламационным актом и другими свидетельствами, имеющими юридический вес;
- судебным порядком, когда предварительная претензионная работа не принесла положительных для покупателя результатов. Спор хозяйствующих субъектов рассматривает арбитражный суд по иску покупателя. Заявление должно содержать ссылки на статьи законодательства, нарушенные поставщиком, если в договоре отсутствуют соответствующие данные. Кроме указаний на незаконность действий контрагента, в иске отражаются требования покупателя к противной стороне.
Покупателю следует учесть, что ему предоставляется право приостановить оплату поставки, если выявлены и зафиксированы нарушения, ст.328 ГК РФ. Данное положение императивно и действует независимо от положений договора. При этом покупатель должен оперативно уведомить поставщика о возникшей ситуации, не предусмотренной договором. Скорейшее действие по оповещению второй стороны о дефектах товара служит доказательством добросовестности получателя и всегда учитывается арбитражным судом, ст. 307 ГК РФ.
Взвешенные и юридически обоснованные действия покупателя помогут укрепить его позицию, несмотря на отсутствие указаний по срокам предъявления претензий.