Заказанный и оплаченный товар может не дойти до покупателя или оказаться безнадежно испорченным. Причинами уничтожения или порчи груза могут быть стихийные бедствия, аварии, халатность, ненадлежащее исполнение обязанностей перевозчиком или действия других лиц, иногда противоправные. Имеются ввиду любые обстоятельства вне зоны ответственности как поставщика, так и покупателя. Естественно, отношение продавца к проблеме сохранности товара отвечает только его интересам. Он думает о своей прибыли, не жилая рисковать и судиться с третьими лицами. Для исполнения этой цели торгующая организация предлагает подписать клиенту договор поставки в своей редакции. Юридически грамотный покупатель имеет право вносить туда свои дополнения, менять формулировки. Внимательно прочитав документ и внеся в текст изменения, можно существенно снизить риски потери товара в результате описанной ситуации.
Риски порчи товара при различных вариантах реализации договора доставки
О том что риски случайной гибели (порчи) товара должны наступать для приобретателя в момент приемки товара, указывают сразу несколько статей гражданского кодекса (ст. 224, 459, 458). До этого времени риски несут торгующие организации. Заинтересованные не отвечать за сохранность товара, они стараются возложить бремя ответственности на плечи клиента поскорее. Это желание не противоречит закону. Оно может быть прописано в договоре и согласовано с заказчиком. Моменты перехода ответственности могут объективно зависеть от формы реализации сделки. Существует три способа передачи товара покупателю. Это выборка товара со склада продавца самовывозом, доставка его заказчику на собственном транспорте торгующей организации, отправка по почте или транспортной компанией. Для каждого способа существуют свои, характерные риски покупателя.
Выборка происходит, когда представитель заказчика является за товаром лично. Перед этим, в рамках действующего законодательства, руководствуясь 458 ст. Кодекса, поставщик обязан промаркировать и подготовить к отправке оплаченный товар, письменно уведомив клиента о готовности поставки, т.е. о дате выборки. Сделав это, он исполняет свои договорные обязанности. С этого момента с него снимаются риски уничтожения или гибели товара. Согласно ст.458, их будет нести заказчик. Это несмотря на то, что он не принял товар по накладной и возможно не заключил с продавцом договор ответственного хранения. Поставщик может привезти заказ на склад клиенту воспользовавшись собственным транспортом. Аварии, остановки в пути могут привести к порче и уничтожению груза, после оплаты уже считающегося собственностью заказчика. Судебной практике известны случаи, когда суд оставлял без удовлетворения иски приобретателей, оплативших товар утрата которого произошла в результате транспортировки. Поручая перевозку груза транспортной компании, торгующая организация постарается проигнорировать в договоре определение важного момента перехода рисков порчи или гибели товара. В таком случае, по умолчанию, риски возлагаются на покупателя. Поставщику выгодны такие условия, когда заказчик будет отвечать за все последствия перевозки. Особенно если она будет происходить на разных видах транспорта. Риски перевозки могут увеличиваться за счет погрузо-разгрузочных работ, возможного воровства, аварий на дорогах. Иногда, после благополучного прибытия транспорта, открывая опечатанный контейнер покупатель обнаруживает недостачу, за которую не захочет отвечать ни перевозчик ни продавец.
Дополнительный пункт договора минимизирует возможность убытков
Читая договор, следует обращать внимание на используемые формулировки, определяющие моменты перехода рисков повреждения или случайной гибели товара. Если ответственность покупателя прописана с момента передачи поставщиком груза транспортной компании или после его поступления во владение клиента, есть смысл усомниться в добросовестности продавца.
При передаче способом выборки, товар поступает в распоряжение клиента после того, как он получит уведомление. С момента получения уведомления до приезда клиента на склад поставщика, продавец уже не может отвечать за сохранность товара. Предложите поставщику свою интерпретацию договора, переписав данные пункты.
При выборке или перевозке транспортом торгующей организации, следует установить моментом перехода ответственности время передачи товара заказчику. До факта передачи рекомендуется заключить с поставщиком договор ответственного хранения.
Отдельного внимания заслуживает перевозка силами транспортной компании. Перевозчик не всегда проверяет количество товара, а проверить его качество, часто бывает просто не способен. Чтобы быть уверенным в том и другом, покупателю лучше явиться для приемки товара на базу транспортной компании. Из такого визита можно извлечь двойную пользу, застраховав груз на время перевозки. Условие передачи товара заказчику в месте расположения транспортной компании необходимо прописывать отдельным пунктом договора поставки.
Что делать, когда рисковой случай состоялся
Если груз был поврежден или уничтожен, действительно в результате несчастного случая, покупателю может помочь уменьшить убытки только полис страховой компании. Конечно, это возможно в том случае, когда покупатель застраховал риски. Всегда бывает полезно изучить обстоятельства происшествия, постараться найти виновных и подать иски на возмещение ущерба. Если в уничтожении товара виноват перевозчик, следует предъявить претензию транспортной компании. Но нередки и случаи, когда поставщик отправляет транспортной компанией заведомо испорченный товар. Когда это удается доказать, претензия о возмещении ущерба направляется последнему.