Комплектность товара является важным признаком, указывающим на уникальную идентификацию товара. Чем подробнее в контракте на поставку описаны комплектующие предмета договора, тем меньше споров может возникнуть между сторонами соглашения. В случае, если в документе отсутствуют детальные упоминания о технических характеристиках товара, в том числе комплектности, то у покупателя возникают риски получить продукцию в ненадлежащей комплектности.
Основные положения по комплектующим
Подробное описание товарного ассортимента может отсутствовать в договоре на поставку. В данном случае стороны выносят данные о товаре в отдельную спецификацию, являющуюся приложением основного контракта. Такой порядок довольно распространен, если товар поставляется партиями, а характеристики достаточно объемные и содержат технические данные.
При отсутствии упоминания в договоре комплектности единицы поставки, вопрос решается согласно регламенту ст. 478 ГК РФ. Закон гласит, что несмотря на ожидания покупателя, если комплектующие соответствуют техническим условиям по производству данной продукции, претензии к поставщику не принимаются. Поставщик может сослаться на выполнение им принципа добросовестности (ст. 432 ГК РФ) и потребовать оплатить поставку в фактической комплектации.
При отсутствии подробных указаний на комплектность поставляемой продукции, поставщик самостоятельно определяет следующие параметры:
- характеристики входящих в изделие комплектующих, узлов и частей;
- технические показатели расходных материалов;
- количество и комплект запасных частей и предметов сервисного обслуживания.
Покупатель будет вынужден оплатить и принять поставляемую по договору продукцию в той комплектности, которую поставщик признал оптимальной в данном конкретном случае. Правила контрактной работы позволяют подписать более позднее дополнительное соглашение о комплектности товара, но до тех пор вопрос решается в пользу поставщика.
Отсутствие в договоре упоминания о комплектации не позволит покупателю заявить требование об уменьшении себестоимости полученного товара. Данная возможность предусмотрена ст. ст. 480, 519 ГК РФ, но только при согласовании комплектности отдельной спецификацией или непосредственно в тексте контракта. Споры о необходимости доукомплектовать товар и о стороне, несущей расходы на эту процедуру, становятся реальными рисками для покупателя.
Комплектность поставляемых товаров отражается в следующей документации:
- технический паспорт;
- инструкция по эксплуатации;
- перечень комплектующих и др.
Наиболее часто споры возникают при поставках технического оборудования и изделий машиностроения, бытовой и промышленной техники. Как правило, участники договора согласуют комплектность в приложении к основному документу, но иногда выявляются несоответствия заявленным параметрам при приемке товара на складе покупателя. Если нет никаких указаний на комплект поставки, то покупателю будет сложно доказать правоту своей позиции.
Основной рекомендацией является составление спецификации на технически сложный товар. Согласование входящих в изделие частей и запчастей, поставляемых вместе с изделием, в первую очередь защитит интересы покупателя при возникших разногласиях.
Как снизить риски некомплектности
Позиция покупателя при отсутствии указаний на комплектность товара в договоре поставки является уязвимой. Претензии к поставщику возможно предъявить в единственном случае: когда контрагент отошел от требований ГОСТа и ТУ на поставляемый ассортимент.
Доказать неправомочность действий поставщика можно двумя способами: составлением акта приемки с указанием замечаний по комплектующим. Документ подписывается третьей стороной или представителем поставщика;проведением независимой товароведческой экспертизы. Правовая значимость заключения эксперта позволит доказать невозможность приемки, если в комплекте будут обнаружены отступления от технических условий и требований стандарта.
Оспорить поставку не в той комплектности, на которую рассчитывал покупатель, можно и после оплаты груза получателем. Составленный акт и экспертное заключение позволят провести претензионную работу с контрагентом досудебным порядком. При невозможности разрешения производственного конфликта, спор хозяйствующих субъектов будет разрешаться в арбитражном суде.
Варианты разрешения спора
Если покупатель неудовлетворен комплектностью полученного товара, то рекомендуется предварительно постараться решить вопрос мирным путем. Что может сделать получатель в данной ситуации:
- провести независимую товароведческую экспертизу, составить акт приемки с указанием некомплектности или несоответствия ожидаемому составу изделий;
- направить поставщику заключение независимого товароведа и акт приемки товара.
Документы должны сопровождаться претензией, с указанием требований покупателя. По существующим процессуальным стандартам, ответ должен быть получен в срок 30 дней. Отсутствие реакции поставщика на подтвержденные документально замечания к комплектности товара косвенно является отрицательным ответом на запрос;по результатам претензионной работы согласовать дальнейшие поставки, решить вопрос о доукомплектовании уже оплаченного товара. Одновременно решаются организационные вопросы по устранению претензии: кто оплачивает допоставку комплекта, разрешение финансовых требований сторон.
Если стороны не пришли к консенсусу, то спор решается по иску участника договора в арбитражном суде. В данной ситуации суд не обязательно примет сторону покупателя. Если поставщик докажет свое добросовестное отношение к комплектации, то договор будет считаться полностью исполненным. На практике судебным решением станет указание на возможность доплаты стороной покупателя ранее не оговоренной комплектации, стороне поставщика назначается замена комплектующих при наличии технической возможности.