Логистические и транспортные компании, как правило, занимают позицию «слабой стороны» в договорах перевозки. Законодательными актами закрепляется положение, по которому ответственность за порчу, утрату груза, вред здоровью пассажира лежит на перевозчике. Зачастую, эти нормы действуют, даже если вина перевозчика отсутствует. Каковы основные риски перевозчика при возмещении причиненного ущерба, и как же их минимизировать?
Презумпция вины перевозчика
Перевозчик считается виновной стороной и по умолчанию несёт ответственность за порчу груза при авиа-, автоперевозках, перевозках ж/д и водным транспортом. Для максимального уменьшения пределов своей ответственности перевозчику следует минимизировать свои риски. Перечень доказательств и информация об ответственности перевозчика, закрепляются в специальных уставах и правилах. Так, например, Постановлением Правительства №272 утверждены Правила перевозки грузов автотранспортом, существуют Правила перевозок пассажиров и багажа для каждого вида транспорта.
В случае повреждения груза, представители транспортной компании должны указать в акте о порче груза все детали: расписать в подробностях состояние груза и степень его повреждения, характеристику упаковки, кузов автомобиля, – чтобы впоследствии владелец груза не смог необоснованно завысить сумму компенсации.
Правила перевозки грузов уточняют обязательные сведения, которые должны содержаться в акте:
- Место, время и дата составления акта;
- Ф.И.О. составителей акта;
- Краткое описание событий;
- Степень повреждения груза.
Отечественный законодатель закрепил, что к акту надо приложить заключение экспертизы, которая определяет фактический размер причинённого ущерба грузовладельцу. При составлении акта должен присутствовать водитель.
Аналогичный документ составляется и при причинении вреда здоровью пассажиров либо в случае утраты их багажа.
Повреждение груза или багажа пассажира в результате ДТП
Если груз повредился во время ДТП, возместить ущерб грузовладельцу должен перевозчик вне зависимости от его вины. Такое положение исходит из того, что транспортная компания по договору взяла на себя ответственность доставить груз до конечного пункта в целости и сохранности. Грузовладелец, который должным образом упаковал, поместил груз в транспортном средстве и принял все меры, чтобы минимизировать риск повреждения своего товара, вправе рассчитывать на полное возмещение ущерба со стороны контрагента.
Презумпция виновности транспортной компании за бой или повреждение груза устанавливает, что бремя доказывания отсутствия вины лежит на перевозчике. Это правило применяется на все случаи порчи перевозимых товаров. К примеру, непредвиденное возгорание машины или вагона, не может квалифицироваться как основание для освобождения от обязанности возместить ущерб. Соответствующие выводы были сделаны ВС РФ в Определении по делу No А40–80408/2013.
Ответственность транспортной компании по договору
Представители транспортных компаний нередко пренебрегают содержанием заключаемых контрактов. Например, на практике часто встречаются случаи, когда в договоре закрепляется обязательство транспортной компании по контролю качества тары (упаковки) груза. Также в соглашении закрепляют, что перевозчик должен контролировать и надлежащее размещение груза в кузове транспорта. Однако Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые утвердило Правительство Постановлением No272, в пунктах 50–51 предписывают, что указанные выше обязанности относятся к грузоотправителю. Даже при наличии этой нормы перевозчики проигрывают в судебных разбирательствах по возмещению ущерба за порчу товара. Судьи зачастую ссылаются на соответствующие разъяснения суда высшего звена, касающиеся свободы договора. Действительно, отнесение к перевозчику обязанности за контролем размещения груза не может побудить суд признать договор недействительным в соответствии со статьёй 168 ГК. Поэтому, чтобы избежать такого рода риски, представителям транспортной компании следует проявить профессиональный подход на стадии заключения контракта и согласования его условий. Договор должен быть выгодным для обеих сторон. Отклонение от баланса интересов приводит к возникновению в правоотношении «слабой стороны», у которой высоки риски финансовых потерь. И в большинстве случаев статус «слабой стороны» получает именно транспортная организация.
Поврежденный багаж или груз надо возвращать владельцу
Перевозчики после уплаты всех сумм возмещения грузовладельцам могут предположить, что поврежденный товар должен оставаться у них. Однако эта мысль неверна. Обязанность возмещения стоимости груза грузоперевозчиком установлена статьёй 796 ГК РФ. Ни в ГК РФ, ни в специальных Уставах не закрепляется, что права на поврежденный товар переходят транспортной организации.
Но о передаче поврежденного груза перевозчику можно договориться. Такое намерение представители транспортной организации должны согласовать с владельцем груза и закрепить письменно. Условие может быть включено в договор перевозки. Заключение сделки по передаче вещей во владение грузоперевозчика допускается и на стадии возмещения причинённого ущерба.
А если причинён вред здоровью пассажира?
В случае причинения вреда здоровью пассажира при «бытовых» перевозках, когда стороны не заключают письменный договор, в дело вступает ОСАГО. Компенсационные выплаты будут осуществлены страховой компанией. Получение полиса ОСАГО считается обязательным, а его стоимость не является высокой. Поэтому финансовые потери и риски перевозчика в таких ситуациях невысоки.
А если вред здоровью лица причиняется во время езды на общественном транспорте, то стоит вспомнить про обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика. В соответствии с законом об ОСГОП компенсационные выплаты пассажиру страховая компания платит, даже если вред наступил из–за неосторожного вождения.
Рассчитывать на двойную компенсацию и по ОСГОП, и по ОСАГО пассажиры не имеют права.
ВАЖНО! Пассажиры, здоровью которых нанесен ущерб по вине перевозчика, вправе получить компенсацию по ОСГОП даже в той ситуации, когда проезд не был оплачен до наступления несчастного случая. Законодательство устанавливает, что перевозка охватывает и момент посадки–высадки пассажира. Поэтому если, допустим, травма была получена пассажиром, когда он выходил из вагона поезда, соразмерная компенсация должна быть выплачена страховой компанией.
Таким образом, правовые риски перевозчика при компенсировании ущерба, причиненного по его же вине, высоки. Во многом это определяется особенностями договора перевозки, по которой транспортная организация занимает зачастую позицию «слабой стороны». Во избежание крупных финансовых потерь и безосновательного увеличения правовых рисков перевозчику следует детально ознакомиться с договором и включить в него условия, которые будут защищать его от необоснованных требований контрагента. А в случае с пассажирскими перевозками защищать транспортную компанию будут страховые полисы ОСГОП. Но и в этом случае терять бдительность не рекомендуется. Договор со страховой компанией обязательно должен включать положение, согласно которому получение травмы пассажиром при входе–выходе из транспортного средства также будет считаться страховым случаем. В противном случае риски перевозчика заметно увеличиваются.