Пассажирские перевозки – это коммерческая деятельность перевозчика. В случае, когда наступает нанесение вреда жизни и здоровью пассажиров, при наличии вины перевозчика, он возмещает не только прямой, но и моральный ущерб. Должник считается невиновным, если он проявил максимальную степень осмотрительности и заботливости, предпринял все, чтобы обязательство было исполнено (ст. 401, ч. 2, п. 1). Кроме того, если он докажет, что существовали обстоятельства чрезвычайного характера: преодолеть их было невозможно (ст. 401, п.3). Во всех остальных ситуациях за свои действия (бездействия) перевозчик отвечает компенсационными выплатами.
Описание риска
Риск – это случай, который может наступить при определенных обстоятельствах. В основном при пассажирских перевозках существуют риски, связанные с нанесением людям:
- увечья;
- травм.
Также:
- возникновение заболеваний вследствие травм и увечий;
- летальный исход (как на самом транспортном средстве, в котором перевозятся люди, так и вне его в результате происшествия).
Имущественные риски связаны с повреждением и потерей багажа, задержкой его доставки. Все эти риски компенсируются перевозчиком при наличии вины.
Статья 800 ГК РФ устанавливает, что при причинении вреда здоровью и/или жизни пассажиров, перевозчик отвечает по правилам гл. 59 Закона, регулирующего пассажирские перевозки. Перевозчик, предоставляя транспорт, который признан источником повышенной опасности, отвечает за сохранность вещей пассажиров, их здоровье, жизнь и безопасность в целом. Это не зависит от наличия вины. Если был причинен ущерб, по ст. 1064, он возмещается полностью. Несмотря на наличие договорных отношений между сторонами: ответственность перевозчика является деликтной, а значит – неограниченной и более строгой, если сравнивать, например, с грузоперевозками. Статья 800 ГК РФ устанавливает, что в договор перевозки пассажиров может быть включено положение, устанавливающее высокую степень ответственности перевозчика. Моральный вред, как и имущественный, также возмещается: это установлено в ст. 1099 ГК РФ.
Пассажирские перевозки делятся на виды транспорта, которым пользуется население. Это могут быть поезда, самолеты, автобусы, маршрутное такси, легковое такси. В зависимости от отраслевой направленности пассажирских перевозок, различаются риски наступления несчастного случая, аварии, ДТП и т.д. Все они приводят к печальным результатам, связанным с вредом здоровью человека. Это выражается в возникновении, развитии и наличии заболеваний, соответствующего лечения, последующей реабилитации. Риск возникновения опасности для людей, находящихся в транспортном средстве при возникновении форс – мажора, относится к производственным. Но не только непредвиденная ситуация может стать причиной несчастья. Например, это риски потери связи с транспортным средством, вынужденная остановка, разрушение вследствие аварии, неприбытие к месту следования своевременно.
Все эти обстоятельства приводят к возмещению не только прямого вреда, связанного с раной, увечьем, травмой, заболеванием и т.д. Пассажир имеет право требовать моральный вред, не имеющего, в отличие от имущественного, коэффициентов или фиксированной суммы. Моральный вред, по ст. 151 ГК РФ, заключается в причинении действиями или бездействиями перевозчика нравственных и физических страданий. Возмещение страданий происходит судом в денежной форме. При отсутствии единых нормативов установления их степени, суд принимает во внимание разные обстоятельства при назначении сумм. Прежде всего, это степень виновных действий должника, решение вопроса о том, как сильно пострадал человек в результате случившегося несчастья. Осознание этих проблем связано с конкретным случаем и индивидуальными особенностями личности.
Способы минимизации риска
Никто не может гарантировать, что неприятное событие в жизни не наступит. Но существуют способы минимизации его последствий. В 2012 году был принят N67-ФЗ. Он установил ответственность перевозчика за возникновение событий, наступление которых приносит вред жизни, здоровью, имущественным интересам пассажиров. Перевозчик, по требованию закона, страхуется не в рамках ОСАГО, а в пределах полиса ОСГОПП. Страховка выступает для пассажиров гарантией того, что им будет компенсирован ущерб, причиненный жизни, здоровью, имуществу. В расчет принимается разный транспорт:
- железнодорожный;
- воздушный;
- морской;
- водный (внутренний);
- автобусы: междугородние, международные;
- легковой транспорт;
- монорельсовый транспорт;
- троллейбусы;
- трамваи.
Субъект предпринимательства, занимающиеся пассажирскими перевозками (такси работают, по-прежнему, по ОСАГО) обязан страховать гражданскую ответственность. При оформлении договора ОСГОПП, страхование осуществляется на период перевозки пассажиров, согласно ранее утвержденному маршруту по приобретенным ими билетам. Перевозчиком в правоотношениях может выступать организация, ИП, имеющие разрешение на пассажирские перевозки. Они в договоре выступают страхователями. Второй стороной договора является страховщик, то есть организация, куда обратился предприниматель. Перевозчик обязан написать заявление на покупку полиса. Важно, что страховая организация не вправе отказать в заключении договора. Соглашение между сторонами начинает действие с момента его подписания по признаку реального договора, но страхователь обязан его оплатить в форме перечисленной на его банковский счет суммы денег, оговариваемой между сторонами.
Объектом страхования выступает нанесение ущерба здоровью, жизни пассажиров. При наступлении страхового случая, ответственность распределяется по рискам:
- не менее 2025 млн.рублей – жизнь человека;
- не менее 2 млн. руб. – его здоровье;
- 23000 – имущество.
Размер страхового обеспечения назначается по событию, подлежащего возмещению. Сумма покрытия не изменяется, пока договор не закончит свое действие.
Договор заключается на 12 месяцев. Это минимальный срок. Другие сроки установлены для перевозок водными видами транспорта, в этих соглашениях срок их действия зависит от навигации. В соответствии с договором, его можно расторгнуть досрочно. Это положение прописывается в тексте, случаями прекращения страхования досрочно выступают следующие:
- лишение лицензии (перевозчик, страховщик);
- прекращение работы страховой организации;
- невыплата части страховой премии.
Что делать, если риск наступил
Страховая компания выплачивает страховое возмещение. Пострадавший или выгодоприобретателя представляют страховщику документы:
- паспорт;
- свидетельство о рождении (если пострадали дети до 14 лет);
- билет;
- справка о ДТП, аварии;
- показания свидетелей и т.д.
На основе собранных документов, страховая компания производит выплаты. Исходя из этого, как только человек купил билет и сел на транспорт, он становится пассажиром. Вид транспорта имеет значение, но в основном, страховкой покрывается весь транспорт: за вред, причиненный гражданину, отвечает перевозчик. В случае покупки им полиса ОСГОПП, ответственность перекладывается на страховую компанию.