Перевозки наземным транспортом всегда представляют для пассажира определенные риски. Хотя не существует определенной трактовки понятия риска, под ним в данном случае понимается нанесение вреда здоровью пассажира вследствие действий (или бездействий) участников дорожного движения. Водитель несет ответственность и обеспечивает максимально возможную безопасность пассажиров в пути.
Особняком здесь стоит риск пассажиров при неисправности средства передвижения. Этот тип риска нельзя однозначно отнести к поведенческим факторам возникновения ДТП, но и нельзя полностью списать со счетов. Для этого подобные причины нанесения вреда здоровью пассажиров выделяют в отдельную группу.
Описание риска
Риск травмирования пассажира из-за неисправности ТС не зависит от формы и цели пассажирских перевозок. Проблема актуальна как в случае частного извоза (такси, услуги попутчика, так и для корпоративных перевозок, междугороднего сообщения, маршрутного транспорта и т.д.
Риск пассажира при эксплуатации негодного автомобиля классифицируется не как поведенческий или транспортный, а как технологический. В состав технологического риска входит:
- Техническое оснащение ТС.
- Состояние дорог и системы указателей.
- Климатические условия.
- Техническое состояние авто.
Заметим, что человеческий фактор играет особую роль лишь при первой и последней причине технологического риска. В первом случае требуется обратить особое внимание на конструкцию автомобиля, правильное расположение сидений, безопасность внутренних элементом, наличие ABS и ESP (система контроля устойчивости).
Четвертый пункт подразумевает исправное состояние автомобиля для перевозки пассажиров. Определены 5 самых серьезных неисправностей, при которых запрещено любой движение ТС и управление им:
- неисправность активной тормозной системы (педали тормоза);
- неработоспособность сцепления;
- неисправное рулевое управление;
- неработающие фары и задние габаритные огни в условиях слабого освещения (ночное время) и недостаточной видимости;
- недействующий стеклоочиститель, обеспечивающий нормальную видимость при дожде или снегопаде.
К факторам риска технического состояния авто также относятся испорченные шины и неисправные колеса, дефекты двигателя, незаконное оснащение авто спецсигналами и цветографическими схемами (в том числе раскраска под такси). Водитель обязан зарегистрировать машину, оформить страховку ОСАГО и систематически проходить техосмотр для гарантии исправности ТС. Причиной запрета к эксплуатации может служить неправильная работа стояночного тормоза, превышение суммарного люфта в рулевом управлении, отсутствие или неисправность стеклоомывателей, неработающий звуковой сигнал.
Правила дорожного движения подразумевают, что водитель должен удостоверится в исправности транспорта перед движением. На деле диагностика проводится далеко не всегда, а в некоторых случаях водитель игнорирует неработоспособность машины. За 2018 год доля смертельных ДТП, произошедших по причине технической неисправности ТС составила 3,8%. При этом всех этих аварий можно было бы избежать, ужесточив ответственность за несоблюдение технического регламента эксплуатации — согласно статье 12.5 КоАП РФ, штраф за вождение неисправного авто составляет всего 500 рублей или временное отстранение.
Способы минимизации риска
Сегодня в ГИБДД и Правительстве РФ принимают мало мер для минимизации технологических рисков при перевозке пассажиров. Процент аварий по причине неисправности занимает последнее место среди всех возможных причин смертельных ДТП. Поэтому проблема технического состояния машин не стоит так остро, как несоблюдение ПДД и аварии из-за плохого дорожного покрытия. Между тем, минимизировать такие риски было бы проще всего.
Для устранения рисков для пассажиров требуется осуществить следующие действия:
- Ужесточить штраф за вождение неисправного авто. Часто водители пытаются добраться на аварийном ТС до места ремонта, ориентируясь на небольшой штраф в 500 рублей. Необходимо повысить сумму штрафа в 5-10 раз и обязательно ввести эвакуацию авто на штрафстоянку.
- Ввести обязательные проверки. Регулярные проверки состояния авто и прохождения ТО должны стать обязательными для водителей маршрутного такси, корпоративного транспорта и других ТС для пассажирских перевозок. Осмотры должны жестко контролироваться и учитываться в специальном листе.
- Обеспечить авто системами пассивной безопасности. К ним относятся подушки безопасности, срабатывающие при столкновении и ремни безопасности. Сегодня эти правила не распространяются на большинство маршрутных такси. При этом ремни и подушки снижают вероятность смертельного исхода при столкновении на 68%.
Контроль конструктивных особенностей ТС. Конструкция кузова и внутренних элементов (расположение сидений, ремней безопасности и т.д.) не должны нарушаться или переделываться. В этом случае риск травмирования при перевозках существенно возрастает.
Особого внимания заслуживает прохождение проверок легковым автомобилем. Часто именно легковой транспорт используется для корпоративного такси, организации перевозок до работы или производства. Стандарты сроков прохождения ТО для нового легкового автомобиля составляют 3,5 и 7 лет. При ежедневных тяжелых условиях эксплуатации ТС этого явно недостаточно. Необходимо ввести норму, обязывающую проводить диагностику корпоративного такси ежегодно, даже если автомобиль был куплен недавно.
Что делать, если риск наступил
Если риск наступил, и пассажир получил травму при перевозке, необходимо обратиться в соответствующие органы для получения компенсации. В данном случае важно учесть виновность стороны. Одно дело, когда водитель не соблюдал требования технологической безопасности, вследствие чего здоровье человека оказалось под угрозой, другое — если виновником ДТП выступает третья сторона, которая не гарантировала качественные условия перевозки.
В первом случае необходимо точно зафиксировать факт нарушения норм технической эксплуатации ТС и наличие неисправности. Сделать это сразу бывает непросто, так как водителю невыгодно предоставлять данные о техническом состоянии машины или диагностическую карту. Решение о неисправном состоянии одного из элементов авто как факторе ДТП принимают сотрудники ГИБДД, расследующие происшествие.
Также нужно зафиксировать полученные травмы с медицинской точки зрения. Здесь все зависит от места и формы происшествия. Если ДТП случилось в служебном порядке, то достаточно вызвать медперсонал, закрепленный за компанией (если речь идет о производстве). В ином случае придется ожидать приезда скорой помощи. Для достоверной фиксации необходимо наличие свидетелей, которые подтвердят факт получения травмы в процессе перевозки.
Если вы столкнулись с трудностями при отстаивании своих прав и компенсации полученных увечий, обратитесь за помощью к профессионалам. Квалифицированные юристы помогут оценить масштабы нанесенного ущерба и добьются справедливости через суд.