Риск Покупателя – в договоре не сказано о сроках поставки непросроченного товара
Когда в договоре не согласована обязанность Поставщика, передать товар получателю в определенный момент до истечения срока годности товара, то Покупатель рискует получить просроченную продукцию, которую нельзя будет потом выставить на продажу либо продукцию, срок реализации которой слишком короток из-за приближения истечения срока годности. Привоз товара должен всегда производиться до момента истечения срока годности продукции. Если такой нюанс в соглашении не учтен, то это является нарушением существенных условий сделки.
Одним из таких условий является пункт «Права и обязанности сторон». Именно в нем указывают сроки и обязанность поставщика вовремя поставлять товар заказчику. Но срок могут указывать и в другом отдельном пункте – «Стоимость договора, условия и сроки поставки». Важна не только дата поставки, но и ее согласование со сроками пригодности товара.
Чем и когда рискует Покупатель
Договор поставки – соглашение, составленное при сделке между двумя сторонами. Одна из сторон (Поставщик) обязуется на определенных условиях передать товар, а вторая сторона (Покупатель) – принять и оплатить услуги поставки.
Срок годности – промежуток времени, в течение которого товар может быть использован по назначению. После того, как этот период истекает, товар квалифицируется непригодным к употреблению, применению. Такие сроки определяются с учетом требований, указанных в законодательном акте – ст.472 ГК РФ.
На заметку! Претензии к качеству товара на момент истекшего его срока годности Покупатель Поставщику предъявлять не может. Об этом говорится в ч.4 ст.477 ГК РФ.
Речь идет не только о сроках передачи груза поставщиком, но также и сроках годности его содержимого. Покупатель рискует потерять свою прибыль только в том случае, если в существенных условиях договора не указана следующая обязанность Поставщика – передавать товары вовремя и в непросроченном состоянии.
Основной риск Покупателя – невозможность предъявлять претензии Поставщику о том, чего не прописано в условиях соглашения.
Но зато Покупатель имеет право отказаться от оплаты услуг Поставщика, который передал просроченную продукцию, сославшись на закон – ч.2 ст.472 ГК РФ.
При этом должны наличествовать следующие факторы:
- непродолжительный промежуток времени между истечением срока годности товара и датой его фактической передачи получателю;
- товар уже был реализован за это короткое время.
Дополнительные риски Покупателя, как следствие некачественно оформленной сделки:
- Недостача товара на полках, в витринах.
- Невозможность выкладки товарных позиций из-за истекшего срока их пригодности.
- Как следствие, утрата потенциальной прибыли.
Обратите внимание! Продавец конечному потребителю обязан продавать только те товарные позиции с прилавка, которые еще могут быть использованы (ч.2 ст.472 ГК РФ). Это значит, что продажи должны осуществляться с расчетом на то, что конечный покупатель может еще использовать купленное.
Способы минимизировать риски
Чтобы защитить свои интересы получатель товара должен сразу согласовать момент поставки и остаточных сроков годности привозимого по заказу груза. Поэтому еще при заключении контракта смотрят на пункты, где описываются обязательства сторон. Особенно важны такие детали для случаев, когда:
- планируется передавать большие партии готовых изделий;
- их требуется транспортировать на дальнее расстояние;
- груз требует особенных условий содержания при перевозке (например, продукция скоропортящаяся, либо это живой груз).
Общие правила составления данного подпункта:
- При заключении договора необходимо внимательно изучить все пункты. Внести обязанность Поставщика, вовремя привозить товар с учетом сроков его годности.
- Включать в обязанности такой пункт – это инициатива Покупателя.
- При нахождении оптимального срока поставки сторонам следует его согласовать. Сроки поставок определяют таким образом, чтобы оставалось достаточно времени на реализацию товара и его применение конечным потребителем.
Основные методы для снижения вероятности возникновения риска для Покупателя:
- Сразу внести пункт об согласованных сроках.
- Написать о правах Покупателя возвращать просроченный (или близкий к просроченному состоянию) товар обратно Поставщику.
- Обозначить правило – если товар не был реализован до истечения срока его годности, тогда продавец (Покупатель) вправе отправить его обратно Поставщику (ч.4 ст.421 ГК РФ).
- В интересах стороны, приобретающей товар, на который по закону устанавливаются сроки годности, отслеживать своевременность поставок. Поэтому именно Покупателю лучше всего проявить инициативу в правильном оформлении пункта договора «Права и обязанности» или пункта «Стоимость договора, сроки и условия поставки продукции».
Пример, как можно правильно сформулировать это условие в пункте «Права и обязанности сторон»:
«Обязанность Поставщика – передать товар не позднее, чем за 90 дней до момента, когда наступит первый день истекшего срока годности. Покупатель имеет право на отказ от принятия поставленной продукции, если обнаружится нарушение данного условия» либо «Поставщик обязан передать Покупателю товар с остаточным сроком годности не менее 2/3 от всего срока».
Что делать, если риск наступил
Если риск имеет место быть, тогда незамедлительно следует пойти по пути заключения дополнительного соглашения о возврате товара, срок годности которого близок к завершению. При этом оплату за услуги поставок Покупатель может совершить частично, либо полностью, основываясь на ст.410 ГК РФ. Нужно будет засчитать все встречным требованием о том, чтобы Поставщик оплатил стоимость возвращенного товара.
Важно! Можно и не ссылаться на закон, если в дополнительном договоре будут указаны иные условия возврата товара, не совпадающие по смыслу с законодательными положениями.
Такие действия по смыслу не противоречат следующим законодательным положениям гражданского права (ГК РФ) о коммерческих сделках:
- ч.3 ст.455;
- ч.2 ст.465;
- ч.5 ст.454.
Самое главное, прописать в дополнительном соглашении такие сведения о товаре:
- наименование;
- тара (если необходима);
- качество;
- остаточные сроки годности на момент поставки;
- количество (единицами, упаковками, партиями);
- стоимость товара;
- ссылку на законодательные основания (если требуется).
В первоначальном контракте всегда указывается пункт об условиях возврата поставленной продукции назад Поставщику. Это предусмотрено на случай нарушения условий договора одной из сторон, несущей ответственность за передачу заказанного. Но в таком документе описаны лишь общие условия.
Поэтому создание дополнительного соглашения не только внесет конкретику в действия Покупателя при принятии решения о том, что делать с почти просроченной продукцией, но также поможет ему защитить свои финансовые интересы. Финансовых обязательств при возврате не возникает, если товар является собственность Поставщика и не был оплачен Покупателем.
Обратите внимание! Покупатель не имеет право навязывать Поставщику возврат непроданного, если сроки годности товарных позиций установлены производителем дольше 30 дней. Под навязыванием подразумевается направление собственнику продукции договора с невыгодными для него условиями. Выполнение таких требований законодательства отслеживается федеральными антимонопольными службами (ФАС).
Пример правильно сформулированных фраз дополнительного соглашения, позволяющего Покупателю легально и без потерь вернуть товар с истекающим сроком годности:
«После достигнутого согласия о возврате нереализованного товара, срок годности которого подходил к концу уже на момент поставки, его возврат возможен в течение ______ дней. Все расходы, которые возникают при возврате, возложены на (указать ответственную за это сторону)».
Не следует упускать из внимания и вариант, когда Покупатель уже получил просроченный товар или срок годности такого товара истек на стадии реализации.
Если в первом случае можно доказать свою позицию по возврату такого товара в суде, то во втором, к сожалению, добиться возмещения ущерба практически невозможно.