Ассортимент в поставке – это соотношение товарных единиц по их отличительным признакам (размеру, цвету, виду, модели и т.д.)
Если сторона покупателя нуждается в поставках товара в определенном ассортименте, при составлении договора необходимо:
- Указать это условие в тексте документа;
- Конкретизировать ассортимент.
Обычно конкретизация ассортимента производится в той части договора, где указано название и число товаров. Она включает в себя:
- Описание отличительных признаков товара (марки, модели, виды, расцветки и т.д.);
- Количество товара каждой разновидности;
- Порядок определения ассортимента (необходим, если на момент заключения соглашения ассортимент не определен).
Ситуации риска
Несогласованно условие об ассортименте.
Это означает, что в тексте договора не зафиксирована потребность покупателя в определенном ассортименте товаров от поставщика. Исходя из этого, поставщик может отправить товар в произвольном соотношении по видам, моделям, и т.д. Покупатель обязан его принять, и совершить оплату по условиям договора. Поставщик в данной ситуации никакой ответственности не несет, так как условиями договора не предусмотрена поставка определенной выборки товарных единиц.
Также продавец имеет право поставить товар, исходя из запросов покупателя, которые ему известны. Поставщик может также отказаться от исполнения обязательств (ст. 467 ГК РФ).
Если указан порядок определения ассортимента, но предусмотренные по нему документы не были подписаны, условие об ассортименте также считается несогласованным.
Внимание! Как показывает практика, некоторые суды приравнивают несогласование ассортимента к несогласованию предмета поставок. В этом случае соглашение может быть признано недействительным, так как наименование и численность товара – обязательные условия договора поставок.
Недостаточно конкретизирован ассортимент
Недостаточная конкретизация – недостаточно точное и подробное описание требуемых товаров. Можно выделить следующие случаи недостаточной конкретизации:
- Не указан вид товара:
Это ситуации, когда в договоре указаны только родовые признаки товара (например, «рыба свежемороженная» и т.д.) или обобщенные признаки товарной группы (медикаменты, продукты питания и т.д.).
Важно! Указать вид товара – минимальное необходимое требование для того, чтобы договор был признан заключенным. Если описанию могут соответствовать два или более вида товаров, суд может признать условие о товаре несогласованным.
- Не указаны дополнительные или индивидуальные характеристики товара:
В данном случае степень риска зависит от потребности покупателя в товаре с определенными характеристиками. Если покупатель нуждается в продукции с четко определенными характеристиками, и в тексте договора это не нашло отражения, условие об ассортименте может быть признано несогласованным.
Не указано точное количество товара
Если не указано общее количество товара, то договор считается незаключенным на основании статьи 432 ГК РФ – не согласованы необходимые условия договора.
Если не указано конкретное число товаров каждого вида, но общая численность известна, то признается несогласованным условие об ассортименте.
Как минимизировать риски:
Чтобы избежать ситуации потенциального риска, необходимо четко указать в тексте договора условие о поставках товара в ассортименте. Ассортимент нужно максимально конкретизировать, включая:
- Наименования товаров;
- Их характеристики;
- Численность предметов каждого вида (модели, разновидности, цвета и т.д).
Для указания наименований товаров следует пользоваться классификатором ОКПД-2 (обязательно указывая уровень классификации не ниже вида товара). Можно также использовать каталоги продавца. Это упрощает задачу, поскольку достаточно указать лишь артикулы или номера моделей товара в соответствии с каталогом.
Если на момент подписания договора обе стороны не имеют возможности точно согласовать ассортимент, необходимо:
- Указать условие о поставках товара в ассортименте в тексте документа;
- Установить порядок согласования ассортимента – указать в каких именно документах он будет определен на дату поставки. Для этого используют дополнительную документацию – заявки, накладные, дополнительные соглашения, и т.д.
Все документы, где должен быть установлен ассортимент товара соответственно порядку его согласования, обязательно должны быть подписаны. Иначе условие об ассортименте может быть признано несогласованным.
При согласовании всех необходимых условий, покупатель страхует себя от возможных рисков. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, в случае несоответствия товаров указанному ассортименту, сторона покупателя может:
- Отказаться принимать и оплачивать товар;
- Потребовать частичного или полного возврата денежных средств.
Что делать в случае наступления риска?
Если в тексте договора несогласовано условие об ассортименте
В данной ситуации можно использовать текст статьи 467 ГК РФ. В ней оговорено, что продавец вправе поставить ассортимент по известным потребностям покупателя. Задача стороны покупателя – доказать, что во время подписания и исполнения договора эти потребности были известны поставщику. Для этого используются:
- Условия заявки на тендер о поставках;
- Сопутствующая документация о поставках (заказы, заявки, и т.д.)
Если суд признает договор несостоятельным на основании несогласования ассортимента
Следует апеллировать к двоякой судебной практике по данному вопросу. Большинство судов не считают условие об ассортименте существенным на основании п. 2 ст. 467 Гражданского Кодекса. В данном случае, договор действителен, если указан предмет поставок с достаточной конкретизацией (не ниже вида товара).
Если ассортимент недостаточно конкретизирован
Чтобы ассортимент был признан конкретизированным по факту, следует использовать сопутствующую документацию – накладные на товар, заявки покупателя, и т.д. Если в них ассортимент указывается с достаточной конкретизацией, и описанием всех нужных признаков (артикулы каталога, и т.д.), условие будет признано конкретизированным по факту исполнения поставщиком заявки покупателя.
Таким образом, стороне покупателя необходимо максимально точно обозначить свою потребность в определенном ассортименте товара, и как можно более тщательно его описать. Только в этом случае покупатель страхует себя от возможных рисков.